Расписание
Дата Время Стоимость билета В наличии
1. 2 ноября 2024
18:00
от 700 до 2 500 руб.
120 билетов

Информация о концерте Концерт органной и клавесинной музыки «Небеса и бездны»

Барочная музыка имеет в основе своей аффект – ту или иную фиксированную эмоцию, выраженную определённым спектром устойчивых риторических средств. Система аффектов, активно развивавшаяся начиная со второй половины XVI века, обрела одно из своих наивысших воплощений в музыке Себастьяна Баха. Колоссальный масштаб его композиторской мысли охватывал самые разные проявления музыкальной риторики – от простых и очевидных "музыкальных иллюстраций", бросающихся в глаза даже самого ненаблюдательного слушателя, до сложных аллюзий, параллелей с богословскими аспектами и отсылок к опыту предшествующих поколений, ориентированных на избранную, "равную Баху" аудиторию. Интеллектуальное, эмоциональное, изобразительное и выразительное сочеталось в его музыке с гениальной непринуждённостью, когда для каждой музыкальной задачи находилось индивидуальное решение – и от изобилия этих решений их источник становился лишь более неисчерпаемым.

Встречая в одной программе фантазию BWV 572 и токкату BWV 912, мы без труда обнаруживаем их сходство: в обоих случаях Бах использует весьма характерные фигуры, обыгрывающие движение по трезвучию, стремительное движение в трёхдольном ритме, контраст "пламенеющих" прозрачных фактур и торжественных многозвучных аккордов, складывающихся в полифонизированную, насыщенную терпкими задержаниями ткань. Совершенно иными средствами Бах пишет ми-мажорную прелюдию и фугу: более сдержанный колорит, ясность вместо яркости и "повышенной температуры" и характерный облик фуги обращает нас к более раннему стилю. Строгостильная фуга – одна из самых архаичных во всём "Хорошо темперированном клавире" – предваряется имитационно построенной прелюдией, чьи краткие тематические "импульсы" вызывают ассоциации с итальянским полифоническим письмом за сотню лет до Баха.

Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган, клавесин)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Фантазия соль мажор, BWV 572

Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639

Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 878 из II тома "Хорошо темперированного клавира"

Токката ре мажор, BWV 912

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Пассакалия до минор, BWV 582

Место проведения концерта