Концерт органной музыки «На пороге вечности»
г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д. 18
Дата | Время | Стоимость билета | В наличии | ||
---|---|---|---|---|---|
1. | 24 ноября 2024 |
16:00
|
от 700 до 2 500 руб.
|
120 билетов
|
Информация о концерте Концерт органной музыки «На пороге вечности»
Произведения, которые прозвучат в сегодняшней программе, объединяет настроение печали и обращённость к философским переживаниям: написанные в разное время, в разных жанрах и по разным поводам, они "минорны" по своему характеру – будь то более сдержанная или, напротив, эмоционально открытая минорность.
Чакона Иоганна Пахельбеля – один из примеров того, как вариации на basso ostinato обрели однозначно скорбный, печальный характер. Жанр, изначально возникший на юге, зародившийся в уличной музыке и впитавший соответствующие жизнеутверждающие, развлекательные коннотации, обрeл на новой почве невиданную строгость, серьeзность и драматизм. Первоначальная идея вариаций на гармонический квадрат превратилась в вариации на неизменный бас, который, в свою очередь, "линеаризировался", зачастую отграничиваясь от фактуры за счeт вынесения в педаль, и становился в полном смысле фундаментом всего сочинения. "Родная" для чаконы спонтанность построения формы уступает здесь место целенаправленному движению к логической кульминации, создаваемому, как правило, за счёт постепенного "сгущения" фактуры.
Пассакалия Генделя – одно из почти "неправомерно популярных" его сочинений – представляет собой в некотором смысле исключение из своего жанра. Гармонические контуры пассакалии, сложившиеся ещё в XVI веке – и впоследствии отразившиеся в характерном тематизме, – могли различаться в разных её вариантах, но тем не менее были вполне узнаваемы и легко считывались слушателем. Гендель заменяет их на так называемую "золотую секвенцию" – принципиально иную гармоническую формулу, не имеющую ничего общего с традиционной. Эта характерная цепь аккордов ассоциируется со второй половиной барокко: в это время пассакалия преображается до неузнаваемости, далеко отходя от своей изначальной идеи и превращаясь в новое средство для воплощения новых музыкальных идей.
Исполнитель:
Кристина Ротаева (орган, г. Петрозаводск)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534
Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 533
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона in f, P 43
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Сарабанда из Сюиты № 4 ре минор, HWV 437
Пассакалия из Сюиты № 7 соль минор, HWV 432
Сезар Франк (1822–1890)
Прелюдия, фуга и вариация си минор, ор. 18, FWV 30
Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787)
Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"
Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852–1924)
Прелюдия № 2 из цикла "6 коротких прелюдий и постлюдий", ор. 101
Жозеф Ги Мари Ропарц (1864–1955)
Траурная прелюдия
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Preludio из Сонаты № 7, ор. 127