Расписание
Дата Время Стоимость билета В наличии
1. 26 января 2025
16:00
от 700 до 2 500 руб.
120 билетов

Информация о концерте Концерт музыки для контрабаса и органа «Созерцание в звуках»

В этой программе переплетаются две линии – органная музыка XX века и музыка для контрабаса и органа, – при этом обе они так или иначе связаны с церковью. Шесть хоральных прелюдий Хили Уиллана – пример того, как в XX веке продолжалась традиция хоральной обработки, заложенная ещё в эпоху барокко. Христианский гимн, положенный в основу каждой из прелюдий, задаёт характер пьесы и определяет её форму. Уиллан, известный также как автор множества духовных вокальных сочинений, оставил значительное наследие для органа, большая часть которого принадлежит к жанру хоральной обработки.

Цикл "Год фуги", созданный литовским композитором Юозасом Груодисом, – своего рода "посвящение Баху" в контексте XX века. Обращение к фуге как к жанру, символизирующему собой "учёную", интеллектуальную сторону музыки, было неслучайным для этого времени: многие композиторы XX века, отмеченного рационалистическими тенденциями, видели в баховской полифонии отправную точку для создания нового музыкального дискурса, в котором осмыслялись многовековые традиции органной литературы. Фуга-хорал, завершающая "Зимнюю книгу" из этого цикла, – ещё один взгляд на идею хоральной обработки: сочетание заданной формы фуги и литургической семантики хорала открывает дорогу к новым трактовкам, которые будут развёрнуты в музыке последующих десятилетий.

В этой программе прозвучит музыка для двух контрастных по тембру и характеру инструментов, обладающих, вместе с тем, определённым историческим родством: во многих ансамблях XVII–XVIII веков контрабас входил в состав континуо, как правило, удваивая линию виолончели. Четыре церковных пьесы Йозефа Лаубера и Дивертисмент Дэниела Пинкхема позволяют нам услышать новую грань этого сочетания, возникающую из взаимодействия органа и контрабаса как двух равноправных солистов.

Сердцевиной программы можно назвать Симфонию для органа Хендрика Андриссена. Четырёхчастная структура симфонии – жанра, пришедшего в органную музыку из оркестровой, – так или иначе апеллирует к принципам её построения: масштабные формы, контрастное чередование разделов, использование всех возможностей инструмента. Андриссен, автор множества сочинений для органа, был одним из тех композиторов, кто смог сохранить традиции органного письма, не отступая в то же время от новых идей. Финал его органной симфонии, завершающий эту программу, в полной мере раскрывает эту особенность его творчества, являя собой впечатляющий пример исполнительского мастерства органиста и композиторской изобретательности.

Исполнители:
Даниил Фурман (контрабас)
Михаил Мищенко (орган)

В программе:
Хили Уиллан (1880–1968)
Из сборника 6 Chorale Preludes, Set II:
1. Nun preiset alle
2. O Traurigkeit

Юозас Груодис (1884–1948)
Год Фуги. Зимняя книга
Фуга си-бемоль минор ("Фатум")

Дэниэл Пинкхем (1923–2006)
Дивертисмент для контрабаса и органа:
I. Прелюдия
II. Интерлюдия
III. Марш

Юозас Груодис
Год Фуги. Зимняя книга
Фуга си-бемоль мажор

Хили Уиллан
Из сборника 6 Chorale Preludes, Set II:
3. Mit Fried und Freud
4. Lobt Gott, ihr Christen

Йозеф Лаубер (1864–1952)
Из сборника 4 Morceaux d'Eglise ("Четыре церковные пьесы" для контрабаса и органа):
I. Recueillement
II. Aria. Chant du Pelerin

Хили Уиллан
Из сборника 6 Chorale Preludes, Set II:
5. Christum, wir sollen loben schon
6. Vexilla Regis ("Знамена реют царские")

Юозас Груодис
Год Фуги. Зимняя книга
Фуга-хорал ля минор

Хендрик Андриссен (1892–1981)
Симфония для органа:
IV. Финал

Йозеф Лаубер
Из сборника 4 Morceaux d'Eglise ("Четыре церковные пьесы" для контрабаса и органа):
III. Interlude
IV. Adoration

Место проведения концерта